Близнецы и дисциплина: как совместить эти понятия?

4636 просмотров
Голосов: 2
+2

Если вы стремитесь к тому, чтобы в доме была теплая атмосфера и порядок, а ваши близнецы меньше ссорились — не стоит отчаиваться и считать эту затею неосуществимой! Мамы близнецов и учителя, имеющие опыт общения с близнецами и группами детей-ровесников, предлагают некоторые приемы, с которых вы могли бы начать реализацию ваших стремлений. 

 

Многие родители близнецов, придающие большое значение дисциплине в поведении детей и старающиеся улучшить ее, сталкиваются с проблемами, незнакомыми родителям одиночнорожденных детей. Например, один из эффективных способов повлиять на поведение ребенка состоит в том, чтобы после конфликта или эмоциональной вспышки сесть рядом с ним и, поддерживая контакт глаз, обсудить произошедшее и постараться вместе решить проблему. Однако вам будет трудно достичь желаемых результатов, если во время вашей доверительной беседы с одним из близнецов второй врывается в комнату и, что еще хуже, при этом смеется. Одной из основных проблем дисциплины у близнецов является постоянное провоцирование ими друг друга, которое начинается в очень раннем возрасте.

Если вы стремитесь к тому, чтобы в доме была теплая атмосфера и порядок, а ваши близнецы меньше ссорились — не стоит отчаиваться и считать эту затею неосуществимой! Мамы близнецов и учителя, имеющие опыт общения с близнецами и группами детей-ровесников, предлагают некоторые приемы, с которых вы могли бы начать реализацию ваших стремлений.

«Чья очередь?» С возрастом у детей появляется способность делиться и понятие о времени. Поэтому они могут откладывать выполнение своих желаний и «занимать очередь», хотя и делают это неохотно. В зависимости от ситуации и возраста ваших детей, вы можете придумывать разные варианты применения этого способа. Например, если одному из детей срочно необходима игрушка, находящаяся в руках другого, вы можете предложить ему сосчитать до десяти, пока второй доиграет. Этот прием обычно очень эффективно работает, поскольку внимание ребенка, занятого счетом, полностью поглощено этим занятием — то есть, отвлечено от игрушки. При этом второй ребенок знает, что когда прозвучит «десять», время владения игрушкой закончится, и поэтому он более подготовлен к тому, чтобы расстаться с ней. Обычно малыши с удовольствием отдают игрушку соблизнецу, потому что знают, что ее возвращение к ним в руки находится под их контролем: стоит только сосчитать до десяти.

По мере того как ваши дети растут, вы можете продлевать «очередь» до целого дня. Так, если у вас есть определенное задание или привилегия, рассчитанное только на одного ребенка (кто моет посуду, выносит мусор, идет с мамой в магазин, выбирает, какой мультфильм сегодня смотреть и т.п.), то договоритесь с детьми, что будете определять, чья очередь это делать, по дням недели. Например, по четным числам это может быть один из близнецов, а по нечетным — другой.

«Сделай паузу…» Переключение внимания — это хорошее средство для предотвращения назревающей ссоры. Однако погасить все ссоры еще до их начала — непростая задача. Если вам кажется, что фломастеры уже не успевают коснуться бумаги, переходя от одного малыша к другому, попробуйте «сделать паузу» для этого занятия и ненадолго отложить его в сторону, пока страсти не утихнут. Вам легче будет это сделать, если вы заинтересуете детей новой игрой или другой деятельностью («мы пока почитаем, а фломастеры немного отдохнут»).

Предоставление некоторой свободы выбора. Часто плохое поведение детей вызвано тем, что у них нет возможности проявить самостоятельность, хотя бы немного повлиять на происходящее с ними — у них нет права голоса. Эффективный способ решения этой проблемы — предоставление ребенку нескольких альтернатив, среди которых он сам может выбрать что-то по душе взамен навязывания вашего «правильного» решения. Таким образом ребенок получает возможность самостоятельно решать некоторые не очень значительные — «тактические» — вопросы относительно своей жизни, в то время как в руках родителя остаются более важные, «стратегические» решения. Например, собирая ребенка в школу, вы можете предложить ему: «Ты оденешь белую или голубую рубашку?» или «Ты будешь кушать кашу или кукурузные хлопья?», — и тогда ребенок, выбирая, сможет проявить самостоятельность, а вы потратите меньше сил на то, чтобы накормить его или одеть в чистую рубашку. То есть, с одной стороны, ребенок увидит, что вы не навязываете ему свое мнение, а, с другой стороны, вы придете к желаемому результату, поскольку сами решаете, какие альтернативы предложить ребенку.

Совместное принятие решений. Обсуждайте и планируйте вместе с детьми события, которые должны произойти — от повседневных (например, кто будет первым играть на фортепиано), до достаточно крупных (как провести каникулы). Прислушивайтесь к мнению детей и старайтесь, если это возможно, вместе принимать решения. Даже если вы согласитесь с незначительным их предложением — важно, чтобы дети ощущали, что их мнение имеет вес.

«Сила привычки». Сила привычки поможет вам так организовать некоторые аспекты жизни близнецов, чтобы иногда вы могли позволить себе немного передохнуть или заняться своими делами. Кроме того, привычка поможет свести конфликты до минимума и максимально увеличить сотрудничество, кооперацию между всеми членами семьи. Если дети знают, что за обедом последует тихий час, а за ним — полдник; что постель нужно убирать до завтрака, а перед сном чистить зубы, — то они будут меньше капризничать, соблюдая эти «режимные моменты». Привычка возникнет, если дети будут придерживаться определенного правила день за днем, неделя за неделей. Однако помните, что если вы изредка будете делать исключения (позволите им в День рождения лечь спать попозже или замените послеобеденный сон чтением книжки), это может стать огромной радостью и поощрением для ваших малышей.

Похвала. Еще один хороший способ улучшить поведение детей — замечать и поддерживать только хорошее. Будьте внимательны даже к самым незначительным позитивным поступкам ваших малышей, которые обычно остаются незамеченными — к тому, что ребенок аккуратно сложил игрушки, нарисовал для вас картинку, сам сделал домашнее задание, вымыл посуду и т.п. Замечая такие детали в поведении ребенка, вы поощряете его повторять их снова, что, в конечном итоге, ведет к улучшению поведения детей в целом.

Старайтесь находить разнообразные похвалы и комплименты для разных ситуаций и не забывайте, что ваши близнецы — уникальные личности, поэтому важно отмечать индивидуальные особенности их поведения. То есть ваши комплименты должны быть разными для каждого из них. Похвалите одного из близнецов за хороший поступок, и, возможно, это побудит второго вести себя подобным образом. Обращайте внимание на то, что провоцирует негативное поведение ваших близнецов. Может быть, эти наблюдения натолкнут вас на мысль о том, что иногда вы сами могли бы вести себя с детьми иначе, либо помогут придумать собственные позитивные воспитательные приемы для каждого из близнецов.

Индивидуальное время. Важно несколько раз в неделю выделять «особое» время для каждого из близнецов, когда вы можете побыть с ним наедине. Сделать это не всегда просто: папы близнецов обычно вынуждены много времени проводить на работе, а мамы очень заняты домашним хозяйством. Тем не менее, такие моменты очень важны как для родителей, так и для детей. Общаясь с родителями «один на один», дети получают эмоциональную поддержку, которая позволяет им быть более уверенными в себе, более терпимыми к окружающим, в том числе, и к соблизнецам или другим детям, с которыми они делят родительское внимание. Вы можете просто брать с собой одного из близнецов, отправляясь в магазин или по делам — это даст вам возможность более тесно пообщаться со своими детьми, узнать о них больше нового и важного. А малыши смогут лишний раз ощутить родительское тепло и внимание, узнать от вас что-то новое и интересное и просто получить удовольствие оттого, что они находятся рядом с мамой или папой.

Восстановить порядок: сложно…

Поиск мер воздействия на расшалившихся близнецов может быть для родителей занятием, одновременно заставляющим и призадуматься и улыбнуться.
К 18-ти месяцам многие близнецы уясняют для себя, как нужно отвечать на вопрос родителя «кто это сделал?». Каждый молча показывает на другого пальцем, красноречиво утверждая: «Это все он».
Зная, что лучший способ защиты — это бегство, 15—18-месячные малыши при звуке родительских шагов бросаются врассыпную. Они уже поняли, что один взрослый не сможет поймать двух (или более) детей, если они бегут в разные стороны.
Только немногие близнецы, которых в наказание усадили на стул и не разрешили вставать, подчинятся запрету. Пока последнего из близнецов поймают и усадят на стул, между проступком и наказанием пройдет слишком много времени. Поэтому возможность демонстрации последствий плохого поведения часто утрачивается.
Чтобы в наказание разделить близнецов, родители часто пытаются развести их по разным комнатам; однако, это не всегда выполнимо. Если только не посадить каждого за решетку, первый ребенок «выйдет из заточения» еще до того, как родитель успеет отвести в другую комнату его соблизнеца. И снова, пока последнего из близнецов водворят на место, между проступком и наказанием пройдет слишком много времени.
 Если один из близнецов укусил, ударил или толкнул другого, родители часто не знают, за что браться — успокаивать «жертву» или усмирять «обидчика». Жертва жаждет утешения, однако, по прошествии двух-трех минут после стычки обидчик, возможно, не уловит связи между своим действием и «дисциплинарным взысканием». (А жертва скоро забудет об инциденте и вступится за обидчика, при этом родители будут выглядеть последними «злюками» и возможность воспитательного воздействия снова будет утеряна).
 

… но возможно
 

Что делать взрослым, если они сталкиваются с одним из этих сценариев развития событий? Хотя родители могут почувствовать искушение опустить руки и уйти, им все же следует определить для близнецов границы дозволенного. Родителям близнецов нужно быть более бдительными: у них уходит много сил на то, чтобы справиться с двумя детишками одного возраста. Реакция ребенка на ограничения и правила, предлагаемые родителем, а также реакция на последствия своих действий, зависит от его темперамента. 

Эффективные приемы воспитания

К счастью, в случае плохого поведения близнецов существуют некоторые меры, которые родители могут предпринять с большой вероятностью успеха.
Создание безопасного для близнецов пространства — самая важная дисциплинирующая мера, которую могут принять родители. Сделав свой дом и двор безопасным для детей, вы тем самым предотвратите многие инциденты, требующие вашего вмешательства. Это также значит, что слово «нет» будет произноситься гораздо реже. Из-за постоянных запретов некоторые дети могут утратить вкус к приключениям или, что еще хуже, потерять уверенность при встрече с новым и неизвестным. В детстве близнецы слышат слово «нет» гораздо чаще, чем одиночнорожденные дети — как в адрес лично себя или соблизнеца, так и в адрес своих совместных действий. В доме с маленькими близнецами желательно произносить это слово как можно реже.
Иногда родителям приходится ограничивать выходы в гости. Для любопытных близняшек посещение чужого дома — это путешествие в новую экзотическую страну. Желание попробовать все вокруг себя на ощупь и на вкус часто бывает сильнее их. За близнецами нужно присматривать, но при этом родители обнаруживают, что им некогда пообщаться с друзьями или родственниками, к которым они пришли. Часто бывает проще пригласить их к себе домой.
Если вы даете близнецам право совершать выбор, это часто снимает у них чувство разочарования и беспомощности и связанное с этим плохое поведение, зато дает близнецам право голоса и чувство контроля над многими ситуациями. Ограничьте количество альтернатив (двух вполне достаточно) и не предлагайте тот вариант, который вас самих не устраивает. Вот некоторые формы, которые может принимать выбор:
Выбор «или-или». «Вам на ужин картошку или вермишель?» Будьте готовы к тому, что близнецы по крайней мере один раз изменят свою точку зрения, увидев, что соблизнец сделал другой выбор.
Выбор «послушание или конфликт». «Через три минуты пора идти спать. Вы сами пойдете в комнату или хотите, чтобы я вас туда отнесла?» (Ребенок не выбирает, ложиться ему спать или нет, но может контролировать какие-то аспекты приготовления ко сну.)
Выбор «в пользу хорошего поведения». «Или ты сейчас возьмешь себе другую игрушку, или я отведу тебя в твою комнату, чтобы ты успокоился».
Выбор «отсутствие решения есть решение». «Три минуты прошли, пора идти спать. Вы решили — сами пойдете, или мне вас отнести? (Нет ответа) Судя по всему, вы хотите, чтобы я вас отнесла».

Близнецы иногда становятся раздражительными и драчливыми от утомления или голода. Соблюдение индивидуального режима сна и питания каждого из близнецов помогает избежать таких ситуаций.

Когда близняшки чем-то заняты, им бывает трудно переключиться с одного занятия на другое. Предупредите их за несколько минут — так им будет легче перестроиться и последовать за замыслом родителей. Объявите, чем вы будете заниматься в дальнейшем (убедившись, что они слышать вас), и поставьте таймер на несколько минут (от 5 до 10 для детей раннего возраста). После сигнала скажите, что пора прерваться и перейти к другому занятию. Будьте готовы прийти к ним на помощь, если они проигнорируют сигнал.

Прекращайте неподобающее поведение ребенка, заключив его в мягкие, но сильные объятия. Если он расстроен, обнимайте его, пока он не успокоится. В это время ему можно шептать на ушко «милую чепуху» о том, почему не нужно так себя вести и как можно было бы поступить иначе. Обратной стороной объятий может оказаться ревность. Часто соблизнец хочет присоединиться к «исправительным мерам». В зависимости от размеров родителя и детей, объятия потеряют свою эффективность, если в них заключить еще одного или двух близнецов. Однако участие других детей подарит вам несколько минут веселья и продемонстрирует позитивный способ разрешения конфликта.

Альтернативой объятий для более старших детей может служить помещение руки ребенка в карман родителя. Она остается там, пока родитель не выпустит ее. До тех пор ребенок повсюду следует за родителем.

Каким бы ни выдался день для детей и родителей, гармонию отношений можно восстановить несколькими добрыми словами в адрес каждого из близнецов и массажем спины и шеи ребенка перед сном. 

 

Глава из книги «Я или МЫ: как растить близнецов» Авторы: С. Малых и А. Сибурина.

Похожие статьи:

Я или МЫ: Как растить близнецов.«Синдром эскалации» у близнецов

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий